ПРАВОСЛАВНОМУ ПАЛОМНИКУ
Иерархия священнослужителей
Иерархия Православной церкви именуется «трехчинной», потому что она состоит из трех основных ступеней: диаконата, священства и архиерейства. В зависимости от отношения к браку и образа жизни духовенство подразделяется на две категории - «белое» (женатое) и «черное» (монашествующее). Диаконы и священники могут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими, а архиереи – только монашествующими. Диаконы являются помощниками архиереев и священников при совершении богослужений, однако сами не могут совершать ни одного из семи основных церковных таинств. Священники лишь властью своих епископов и по их «поручению» могут совершать все таинства, кроме священства – т.е. рукоположения в священный сан (его совершает лишь епископ). Самого епископа рукополагают несколько епископов, согласно решению Священногосинода. Епископы обладают полнотой сакраментальной и административно-канонической власти в Церкви, поэтому их персоны окружены особым почетом, а их богослужения совершаются по особому, торжественному чину (к архиереям принято обращаться «владыка», а к диаконам и священникам, а также к монашествующим, не имеющим иерархического сана, - «отец»). Представители «белого» и «черного» духовенства имеют свои структуры почетных титулов, которые присваиваются за «выслугу лет» или за особые заслуги перед Церковью. Эти структуры можно представить в виде таблицы.
Иерархическая степень "Белое" (женатое) духовенство "Черное" (монашествующее) духовенство
Диакон Диакон
Протодиакон
Иеродиакон
Архидиакон
Священство Иерей (= священник)
Протоиерей
Протопресвитер
Иеромонах
Игумен
Архимандрит
Архиерейство   Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх

Монашество имеет свою внутреннюю иерархию, состоящую из трех степеней (принадлежность к ним обычно не зависит от принадлежности к той или иной собственно иерархической степени): иночество (рясофор), монашество (малая схима, малый ангельский образ) и схима (великая схима, великий ангельский образ). Большинство современных монашествующих принадлежит ко второй степени - к собственно монашеству, или малой схиме. Получить рукоположение в архиерейский сан могут только те монашествующие, которые имеют именно эту степень. К названию сана монашествующих, принявших великую схиму, прибавляется частица "схи" (например, "схиигумен" или "схимитрополит"). Принадлежность к той или иной степени монашества подразумевает различие уровня строгости монашеской жизни и выражается через различия в монашеской одежде. При монашеском постриге приносятся три основных обета - безбрачия, послушания и нестяжания, а также присваивается новое имя в знак начала новой жизни.

В современной РПЦ мужскими монастырями управляет наместник в сане архимандрита (реже в сане игумена или иеромонаха; наместник одного монастыря имеет сан епископа), который "представляет" в нем настоятеля - епархиального архиерея. Наиболее крупные и знаменитые монастыри, а также мужские монастыри столицы являются "ставропигиальными" - их настоятель сам Патриарх, представленный в монастыре наместником. Женскими монастырями управляет настоятельница, имеющая почетный титул игумении (реже настоятельница является простой монахиней). В крупных мужских монастырях при наместнике действует совещательный орган - Духовный собор. Монастыри могут иметь свои подворья (представительства) в городах или селах, а также скиты и пустыни, расположенные на некотором расстоянии от основной обители. Например, ТроицеСергиева лавра имеет Гефсиманский и Вифанский скиты, подворья в Москве и Санкт-Петербурге.

Помимо священнослужителей, принадлежащих к одной из трех ступеней церковной иерархии, в РПЦ есть и церковнослужители, или низшие клирики, - иподиаконы и чтецы. Первые почти исключительно прислуживают архиерею, а вторые читают на клиросе или выполняют пономарские функции в алтаре.
Что такое помянник и церковная записка "О здравии" и "О упокоении"?
Церковная записка, подаваемая "О здравии" или "О упокоении", - это сравнительно недавнее явление.
В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.
Помянник - это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения.
Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.
Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете - это уже молитва.
3. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос "кого?"). Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан - например, "о здравии" епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких. То же относится и к запискам "о упокоении" - например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
4. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли)
5. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
6. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец - младенца Иоанна.
7. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть "болящего", "воина", "путешествующего", "заключенного". Не пишут в записках - "страждущего", "озлобленного", "нуждающегося", "заблудшего".
8. В записках "О упокоении" усопший в течение 40 дней по кончине именуется "новопреставленный". Допускается в записках "О упокоении" написание перед именем "убиенный", "воин", "приснопоминаемый" (день смерти, день именин усопшего).
Как подготовиться к паломнической поездке?
Прежде чем отправляться в паломническую поездку, необходимо получить благословение священника или духовного отца. В прежнее время наши предки, готовясь к паломничеству, часто брали на себя обеты, строго постились. Пост действительно может принести большую пользу, если вы посоветуетесь со своим духовным отцом и получите его благословение. В целом же никаких особых приготовлений не нужно. Главное, постарайтесь соответствующим образом настроиться на встречу со святыней.
Как вести себя в монастыре?
В монастыре нужно вести себя скромно. Во-первых, нельзя есть и ходить по монашеским кельям, вступать с насельниками в праздные разговоры. Во-вторых, святое место требует скромности в одежде. Женщины должны быть в юбках и с покрытой головой. Хорошо будет, если вы во время паломничества исповедуетесь и причаститесь. Подготовиться к этим таинствам вам помогут, но принуждать никто не будет.
Как обратиться к священнику?
Многие люди сейчас отправляются в паломнические поездки впервые и даже не знают, как подойти к священнику. Но в православной традиции миряне и даже дьяконы при встрече с батюшкой прежде всего принимают благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и приложиться к ней в знак почтения к священному сану. Обращаются к священнику со словом «батюшка» или «отец». Обычно после слова «отец» добавляют имя, например «отец Петр». К диакону можно обратиться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) – «отец настоятель».
Как ставить свечу?
Обычно мы ставим несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви, к образу Спасителя или Богородицы, к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) – об упокоении усопших. Сколько свечей ставить перед чудотворной иконой – целиком на ваше усмотрение. Иногда можно видеть, как паломники зажигают сразу десятка по два свечей – они выполняют благочестивую просьбу родных и близких, которые не смогли приехать, но поручили им поставить свечу от своего имени. Если в подсвечнике нет свободного места, попросите служителя поставить вашу свечу в любое благое время. Не смущайтесь, если вашу не догоревшую свечу погасили по окончании службы – жертва уже принята Богом.
Как подойти к святой раке?
Подходить к любой святыне нужно с благоговением. У женщин не должно быть никакой косметики на лице. Подходя к святым мощам, обычно делают поклон (или два), потом прикладываются к раке. Потом – снова поклон. (Поклоны могут быть поясные или земные, когда человек становится на колени и касается головой земли). Если за вами стоит очередь людей, также желающих приложиться к святой раке, не стойте возле нее очень долго.