ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ   ----->   СТАТЬИ   

Иерусалим - святое место

"Вот, стоят ноги наша во вратах твоих, Иерусалим" (Пс. CXI, 2), - восклицал пророк и псалмопевец Давид о Святом граде. Иисус Христос называет его "городом Царя", а в книге Откровения повествуется о Новом Иерусалиме, граде Божием, прообразом которого в этом веке является Иерусалим нынешний, который находится в горах, самим расположением своим подчеркивая удаленность от мира дольнего и близость к миру горнему.

В Храме Воскресения Христова, главного православного собора, находится место, называемое "пупом Земли", ибо Иерусалим действительно находится на перекрестке дорог с Востока на Запад и с севера на юг. Древние караванные пути из Египта и Аравии через Иерусалим шли на север, в Ассирию и Вавилон, в Малую Азию и Европу. Многие цари и их воины сложили свои головы за этот город, пытаясь овладеть им, многие века Иерусалим был яблоком раздора между многими народами, несмотря на то, что с древнееврейского "Иерусалим" переводится как "город мира". Уже в середине третьего тысячелетия до Р.Х. в Египетских источниках говорится об этом городе. В книге Бытия рассказывается о встрече Патриарха Авраама с царем Мелхиседеком в Иерусалиме примерно в 1850 г. до P. X. На месте будущего Иерусалима, на горе Морпа. Авраам приносил в жертву Исаака, сына своего, показав тем самым любовь, преданность и глубочайшую веру в Господа. Однако, Иерусалим возвышается лишь при царе Давиде, который принес сюда Ковчег Завета и поставил его на гору Сион. С тех пор Иерусалим справедливо именуется Святым местом.

При царе Давиде Иерусалим становится столицей и процветает при сыне Давидовом - Соломоне, который и построил на горе Мориа, на камне, где Авраам приносил в жертву Исаака, первый Храм Господу. Строительство завершилось в середине X века до P. X., в 950 г. В Первой Книге Царств есть описание первого Храма. Однако, по смерти Соломона, монархия разделилась на два царства: северное Израильское, со столицей в самарийском городе Себастия, и Иудейское, со столицей в Иерусалиме.

В VI веке до Р.Х. иудейский народ был угнан в Вавилон царем Навуходоносором, и знаменитое вавилонское пленение продолжалось семьдесят лет. Соломонов храм был разрушен во время захвата Иерусалима войском Навуходоносора. Кир Великий, персидский царь, разрешил иудеям вернуться на родину и восстановить столицу и храм. При Зоровавеле началось строительство нового храма, и с 515 г. до P. X. начинается, так называемый, период Второго Храма, который продолжался почти шестьсот лет. Неемия в V веке восстановил ворота и стены Иерусалима, который возродился во всей его прежней славе.

В конце IV века до Р.Х., после смерти Александра Македонского, завоевавшего весь Восток и распространившего греческий язык и греческую культуру почти по всему цивилизованному миру, его гигантская империя распалась, и Иудея оказалась под властью династии Селевкидов. Антиох Епифаний во II веке до Р.Х. пытался превратить Иерусалимский храм в капище Зевса и эллинизировать иудеев, что вызвало восстание Маккавеев, восстановивших почитание истинного Бога.

Святые места

Новую страницу в истории Иерусалима и Иудеи открыло римское завоевание. В 63 г. до Р.Х. Помпей, знаменитый военачальник римлян, захватил Иудею. Римское владычество усилило мессианские настроения в народе, поэтому в то время было много мелких восстаний под предводительством лжемессий, таких, как Иуда Галилеянин или Февда, о которых упоминает Гамалиил в своей знаменитой речи (Деяния, V). Именно римский наместник судил Спасителя и именно римские солдаты совершили казнь Христа.

Через тридцать лет после Распятия началось великое восстание всего иудейского народа, которое завершилось полным разрушением Иерусалима и Храма, многие были убиты или уведены в рабство. Известно, что полководец Тит, будущий император, не желал того, чтобы Храм был разрушен, но он ничего не смог поделать со своими воинами, опьяневшими от победы. Иерусалимская христианская община удалилась в Пеллу, город, находившийся на территории современной Иордании, в нескольких километрах восточнее реки Иордан.

Во время правления императора Адриана было второе великое восстание иудеев под предводительством Бар-Кохбы (что в переводе с арамейского - сын звезды), которого раввин Акива объявил мессией. Бар-Кохба захватил на время Иерусалим и даже пытался восстановить жертвоприношения, однако вскоре его восстание было жестоко подавлено. Иудеям с тех пор было запрещено селиться в Иерусалиме, который получил римское, а не еврейское название - Aelia Capitolina. С той поры в городе жили христиане и язычники. Город был перестроен наподобие римского военного лагеря и строго разделен на четыре квадратные части, более или менее сохранившиеся до сих пор в виде четырех кварталов - христианского, армянского, еврейского и мусульманского. Тогда же были построены новые стены, и Голгофа оказалась внутри города. Адриан осквернил святое место - гробницу Христа, почитаемую уже тогда, желая отвратить христиан языческим капищем от собраний на этом месте. Однако, как и в Вифлееме, языческий храм лишь указал впоследствии точное место погребения. Этим воспользовалась равноапостольная Елена, прибывшая в Иерусалим и с помощью патриарха Макария нашедшая крест, и основавшая Храм Воскресения Христова.

При разделении Римской империи на Западную и Восточною в 395 г. по P. X., Иерусалим оказался под властью Восточной империи Феодосия Великого. С тех пор начинается византийский период в истории святого града, который продолжался до 614 г., когда персидский царь Хозрой осадил Иерусалим, захватил его и похитил Честной Крест, возвращенный императором Ираклием. Но уже через несколько лет, в 638 г. мусульмане захватили город и обосновались там до сегодняшнего дня, объявив Иерусалим святым местом и городом (Эль-Кудс) для мусульман. В 691 г. они построили знаменитую мечеть "Храм на скале" на месте, где когда-то стоял Храм Соломонов и где было Святое Святых. Первоначально христианам жилось более или менее спокойно при мусульманах. Однако в 1009 г. фанатичный султан Эль-Хаким приказал разрушить все церкви города, включая Храм Гроба Господня вместе с самой гробницей. В 1048 г., когда правление было более терпимым, греческий император Константин Мономах восстановил Ротонду - круглый зал - вокруг Гробницы.

С 1099 по 1291 гг., во время крестовых походов, Святые места попеременно принадлежала то европейским рыцарям, то мусульманам, которые в конце концов выгнали крестоносцев, и до 1517 г. Иерусалим был управляем Мамелюками, египетской мусульманской династией, имевшей столицу в Каире. С 1517 и до 1917 г. вся Святая земля находилась под властью Оттоманской империи и в Иерусалиме хозяйничали турки. Из турецких правителей важно отметить Cvлеймана Великолепного, отстроившего в 1536-1541 гг. стены города на основании древних адриановых. Именно эти стены стоят в сегодняшнем Иерусалиме и опоясывают старый город.

В 1917 г. Турция, выступившая в Первой мировой войне на стороне Германии, вынуждена была уступить Палестину союзникам, и с 1920 по 1948 гг. на территории Святой земли действовал британский мандат. В 1948 г. образовалось государство Израиль, однако восточная часть города тогда принадлежала Иордании. Окончательно Иерусалим отошел к Израилю лишь после "шестидневной войны" в 1967 г.

Сейчас Иерусалим является столицей Израиля, где проживает около полумиллиона человек, и является святым местом для трех религий - христианской, иудейской и мусульманской. Основные древние святыни находятся в пределах стен старого города и на Масличной (или Елеонской) горе, в то время как новые кварталы, появившиеся в конце XIX века, простираются на запад. Старый город представляет собой типичную восточную мусульманскую застройку, подчиненную поясу стен, отчего улицы и дома стоят очень тесно, иногда образуя узкие длинные темные тоннели, которые пронизывают Иерусалим вдоль и поперек. Как уже было указано, в старом городе имеется четыре квартала; главная святыня - Храм Гроба Господня - находится в христианском квартале, возвышаясь над морем крыш. Церковь эту сразу можно узнать по двум большим куполам и готической колокольне. Именно там, внутри, под этими куполами, находятся Голгофа и Гробница Господа.

все статьи »